Движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, поэтому упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В дошкольной педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. - Утюжок - прокатывание карандаша по поверхности стола. - Добывание огня - прокатывание карандаша между ладонями. - Пианино - нажимание на карандаш поочерёдно кончиками пальцев. - Прятки - сжимание карандаша в кулачке. - Волчок - вращение карандаша на столе указательным и большим пальцем. - Горка - скатывание карандаша с тыльной поверхности руки. - Подъёмный кран - поднимание карандаша с поверхности стола одним пальцем. - Вертолёт - вращение карандаша между большим, указательным и средним пальцами. - Эстафета - передача карандаша каждому пальчику поочерёдно. - Скольжение - продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом на стол. - Ладошка - обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.